Шахурин Алексей Иванович - Крылья Победы
Шахурин Алексей Иванович
Крылья победы
{1}Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста
Аннотация издательства: Алексей Иванович Шахурин - нарком авиационной
промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны. Его воспоминания как о
своей деятельности на этом посту, так и о работе авиационной промышленности
страны в целом могут прояснить некоторые вопросы воздушной войны на восточном
фронте.
Содержание
Неожиданное назначение
То, что было до этого
До войны - полтора года
Сделать все, чтобы успеть
Час испытаний настал
На восток
Самолеты идут на фронт
Больше и лучше
Быт авиастроителей
Испытанные в бою
Примечания
Неожиданное назначение
Назначение народным комиссаром авиационной промышленности, с чего мне
хочется начать свои воспоминания, было для меня полной неожиданностью. В
первых числах января 1940 года в Горький, где я работал секретарем обкома
партии, позвонили из Центрального Комитета. Мне был задан один вопрос:
- Товарищ Шахурин, можете ли вы сегодня выехать в Москву?
Я ответил, что сейчас идет сессия областного Совета депутатов трудящихся,
я председательствую на ней, продлится она весь сегодняшний, а возможно, и
завтрашний день.
- Тогда, товарищ Шахурин,- сказали мне.- объясните товарищам, что вас
срочно вызывают в ЦК.
- Хорошо.
- А возможность выехать немедленно есть?
- Через два часа отходит поезд.
- Тогда выезжайте.
По опыту работы секретарем обкома в Ярославле и в Горьком я знал, что если
не говорят, зачем вызывают, то выяснять нет смысла. Однако, ни о чем не
спросив звонившего мне, я подумал: "Чем объяснить этот совершенно неожиданный
вызов? К чему готовиться?" Начал перебирать в уме, какие вопросы могут вызвать
недовольство, какие - особо заинтересовать ЦК, и ответа не нашел. Дела шли в
целом неплохо, проблем, требовавших экстренного обсуждения или решения, на мой
взгляд, не было.
Позвонил домой, сообщил, что срочно еду в Москву. Затем стал подбирать
материалы, которые могли понадобиться для разного рода справок.
Утром 10 января, к началу рабочего дня, был в ЦК.
- Очень хорошо,- сказали мне,- побудьте здесь. Если в
Крылья победы отделах у вас есть какие-либо дела, займитесь ими, но так,
чтобы мы знали, где вы находитесь, и в любой момент могли вас разыскать.
Ничего не ясно. Значит, вопрос, по которому меня вызывали, будет решаться
не здесь или же здесь, только в другое время. Но почему тогда вызов был таким
срочным? Зашел в один отдел, другой, поговорил с товарищами о разных делах, но
мысль о том, зачем вызвали, не давала покоя. Так прошел почти весь день.
Наконец около пяти часов мне сказали, что нужно ехать в Кремль к товарищу
Сталину.
Путь от Старой площади до Кремля, где работал Сталин, короток, но нетрудно
представить, сколько мыслей промелькнуло у меня в голове за эти недолгие
минуты.
Автомобиль нырнул в ворота Спасской башни, и мы подъехали к нужному нам
зданию. Поднялись на второй этаж, вошли в приемную. Нас уже ждали и без
промедления провели в кабинет. Это была длинная комната, в которой стоял
большой покрытый синим сукном стол с придвинутыми стульями, а чуть поодаль -
еще письменный стол и столик с телефонными аппаратами. В кабинете находились
Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены Политбюро. Все, кроме Сталина,
ходившего по комнате, сидели.
Сталин предложил нам сесть и некоторое время молча продолжал ходить. Потом
остановился около меня и сказал:
- Мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Нужны свежие
люди, х